В
просторном гулком
вестибюле встречает суматошная детвора:
рты – до ушей, глазищи – сияют, разговоры
– о чем-то таинственном и увлекательном
и – нетерпение. Нетерпение этим
таинственным и увлекательным заняться!
Расписание
занятий –
как расписание поездов: время отбытия
и прибытия, направление движения,
содержание путешествия и персонифицированные
«локомотивы» - руководители
кружков. Все «поезда» – дальнего
следования, а пункты назначения впечатляют
разнообразием и непредсказуемостью:
Радиостанция и Радиоконструирование,
Психология и Малая академия наук, Ателье
мод и Клуб лидеров, Школа раннего развития
и Редакция городской детской газеты –
всего не перечесть! В уютных холлах –
цветы, ковры, персональные выставки
юных художников, фотографов и народных
умельцев. И невероятная смесь звуков.
На сцене большого зала, азартно повизгивая,
выплясывают что-то зажигательное не
меньше сотни мальчишек и девчонок, а
из-за каждой двери слышится что-то
особенное: фортепиано и гитара, пение
и смех, стук фигур по шахматной доске и
щебет птиц…
В
приемной директора
– подальше от глаз любопытной ребятни
– стенд с рейтингами: кто чего достиг
в движении к вершинам, видно невооруженным
глазом. Задумываюсь, нужно ли это? Разве
можно взвесить, пересчитать и уложить
в какие-то критерии Творчество? Тем
более – детское?
С
этого вопроса и
начинаем разговор с директором ДДЮТ
Лидией НОЖЕНКО:
-
Лидия Семеновна,
четверть века назад таких стендов с
рейтингами в учреждениях внешкольного
образования не было, верно?
-
Четверть века назад
многого не было. Даже понятия «внешкольное
образование». Точнее – многое было
совсем не так. Во-первых, мы тогда
назывались Дворцом пионеров и даже жили
в другом здании, специально построенном,
очень красивом, с колоннами и удобными
кружковыми комнатами. Потом оно – как
и вся наша предыдущая страна! –
состарилось. А это здание строили как
дом политпросвещения, с размахом и не
жалея средств. Чтобы эта роскошь досталась
детям, пришлось выдержать битву, в
которой весь город помогал. Тут нам
действительно просторно и уютно.
- В
стране перманентный
кризис, денег никогда ни на что не
хватает, а тут действительно как во
дворце. Как это удается?
-
Секрет прост: мы очень
экономные, хозяйственные и бережливые.
Средства для оплаты коммунальных услуг
и на зарплату сотрудникам выделяет
городской совет. Больше никаких денег
нет. Ведь внешкольное образование у нас
в стране финансируется по остаточному
принципу, то есть никак! Даже строчки
такой нет в государственном бюджете.
Нет у нас средств ни на ремонт, ни на
оборудование, ни на материалы для
технических кружков, ни на костюмы –
ни на что! Но зато государство не забывает
предъявлять нам огромное количество
требований, которые мы выполнять обязаны.
И вот эти рейтинги тоже входят в наши
обязанности. Вышестоящие инстанции, не
принимая участия в финансировании,
требуют регулярно представлять
статистические данные о качестве работы
коллективов. Наша работа оценивается
местами, занятыми в конкурсах, количеством
дипломов разных уровней, количеством
званий у коллективов и руководителей,
количеством изданных методических
материалов… А финансовые вопросы мы
вынуждены решать сами: помогают родители
и спонсоры. Кое-что зарабатываем.
- Есть
платные кружки?
-
Нет! И не будет их у
нас! Уверена, что у детей должна быть
возможность развивать свои творческие
способности бесплатно! Мы просто
оказываем услуги. Иногда, например,
сдаем во временную аренду некоторые
наши помещения.
-
Вернемся к рейтингам.
Не кажется ли вам, что когда мы стали
подсчитывать дипломы, ушло из жизни
Дворца что-то душевное и теплое?
-
Это трудный вопрос. Я
всю жизнь занималась тем, что теперь
называется то ли внеклассным, то ли
внешкольным образованием. Еще в школе
была вожатой у октябрят. В конце
пятидесятых работала производственной
вожатой, потом старшей вожатой в школе
и в летних пионерских лагерях, заведовала
школьным отделом в райкоме комсомола,
была директором районного дома пионеров,
а с 1979 года - директор городского Дворца.
Тридцать лет назад формы работы с
ребятами были как бы и те же, но и совсем
другие. У нас в городе было очень развито
коммунарское движение. Это были и
собственно коммунары, и МИГи - макаренковские
инициативные группы, и КИМ – клуб имени
Макаренко, и юные дзержинцы – комсомольские
оперотряды. Мы вместе с ребятами 13-18 лет
жили яркой, насыщенной жизнью. Это было
какое-то кипение! Столько интересных
дел! И сборы актива, и работа на полях в
совхозах, и обустройство лагерей для
трудных подростков. Тимуровцы! Книга
Гайдара была у нас настольной. Нравились
тайны, пароли, людям помогать нравилось.
И все это дети делали как бы играючи и
с огромным желанием! Мы тогда действительно
не думали о победах в конкурсах и о
дипломах. Мы работали по методу, например,
Игоря Иванова, который сформулировал
правила КТД - Коллективного Творческого
Дела, инновационной технологии, как
теперь говорят. У нас был лагерь «Радужная
республика», в котором мы жили одной
большой семьей. И эффект таких методов
воспитания был огромен. Участники этого
движения практически все стали лидерами:
директора школ, сотрудники исполкома,
учредители партий и разных организаций,
просто неравнодушные люди. Можно сказать,
что все эти «коммунары» социально
адаптировались не только в ту, но и в
эту новую жизнь.
-
Сегодня много говорят
о том, что та страна была тоталитарной
и несвободной…
-
Не знаю… Я именно
тогда чувствовала себя свободной. Во
всем. Было, конечно, и то, что не нравилось.
Например, методы работы с детьми из
семей верующих, иногда принудиловка
при вступлении в пионеры или комсомол.
Но это было не главное. Главное в том,
что мы не были связаны тысячами инструкций,
мы действительно творили! Раньше была
огромная страна - наша страна! Мы в ней
ничего не боялись, уверены были, что с
детьми в этой стране просто не может
произойти ничего плохого, и потому
ездили куда хотели и сколько хотели.
Дети имели возможность повидать мир. А
сегодня? Попробуй запланировать поход
– утонешь в бумагах и запретах. И мы
сегодня почти перестали возить детей
по стране. Да и страна уменьшилась в
десять раз… Эта коммунарская, кимовская
жизнь умерла вместе со старой страной.
Когда закрыли «Радужную», мы все
просто рыдали, потому что понимали –
все изменилось...
- А
возродить это можно?
На каком-то новом уровне?
-
Думаю, нет. Потому что
очень изменились условия жизни, дети
изменились. Если вчера престижно было
считать, что Родина у нас на первом
месте, то сегодня у всех на первом месте
собственные интересы. Дети стали более
прагматичными и разобщенными. Сегодня
действительно пришло время индивидуальных
достижений, поэтому в цене дипломы и
рейтинги.
-
Высокий уровень
творчества как компенсация за потерянный
кураж и горение души? Это плохо?
-
Не думаю. Нельзя
сравнивать с прошлым. Сегодня – другие
ценности и другой мир. И нужно воспринимать
его таким, каков он есть. И помогать
детям в него адаптироваться. Что мы и
делаем. Стараемся взять все хорошее из
прошлого, приложить, так сказать, душу
к дипломам. Но это трудно. Сегодня много
говорят о новых информационных технологиях
в воспитании. А я думаю, что эта новая
техника не столько помогает, сколько
мешает. С приходом в нашу жизнь компьютеров
резко выросло количество бумаг и
документов. Мы в них просто тонем! Все
инстанции в режиме «сегодня на
сегодня» требуют массу отчетов! К
детям выйти некогда! Интернет не столько
объединяет, сколько разъединяет детей,
потому что виртуальная реальность
далека от прелести личного общения.
Телевизор просто гробит детей голливудской
пошлостью и мерзостью. И рекламой
спиртного. И событиями в Верховной Раде.
Ведь если там депутаты могут драться и
выражаться на всю страну, то почему
этого нельзя делать на улице, в классе,
в семье? И как переубедить детей, что
это не пример для подражания?
- А
чем вы гордитесь в
нынешней жизни?
-
Коллективом своим
горжусь. Кстати, многие сотрудники
Дворца – из ТОЙ жизни: кимовцы и дзержинцы,
комсомольские активисты! Мы не расстаемся
уже много-много лет! Во Дворце вообще
нет людей случайных и нетворческих. У
всех – планы, проекты и достижения.
Очень высокие достижения. Три с половиной
тысячи детей занимаются у нас… Есть
совершенно уникальные проекты. Например,
в изостудии «Дивосвіт» работает
творческая мастерская по иллюстрированию
книг для детей. А наш ансамбль танца
«Шахтерские огоньки» - один из
лучших на Украине. В дипломах есть и
свой резон: именно стремление заработать
их привело к тому, что уровень творчества
очень вырос. Раньше это была самодеятельность,
а сегодня – практически профессионализм.
Недаром о внешкольниках говорят –
дополнительное образование. Это новые
и, думаю, положительные реалии. Во
внешкольной системе заложен огромный
потенциал. Дети в наших стенах другие
– не такие, как в школе и на улице. Они
тут у нас и более раскрепощенные, и более
творческие, и не такие агрессивные. У
нас нет упреков, оскорблений, оценок и
формализма. У нас есть любовь. Ведь если
их не любят, они и приходить в коллектив
к такому человеку не станут. Они и идут-то
к нам в большинстве своем не столько за
творчеством, сколько за любовью, которой
многим так недостает в домашней и
школьной жизни.
- Что
бы вы изменили в
принципах внешкольного образования,
если бы у вас была возможность провести
реформы?
-
Наверное, сломала бы
всю почасовую систему и перешла на
клубные формы работы. Ведь смотрите,
что получается. Ребенок записан в кружок
с фиксированным расписанием и должен
приходить строго по графику. Кружок
работает по фиксированной трехуровневой
программе, при которой ребенок должен
усваивать материал конкретного года
обучения и переходить к следующему –
как в школе! И проверяющие строго следят
за тем, чтобы на занятиях была наполняемость,
чтобы соблюдался уровень обучения,
чтобы из года в год сохранялся контингент.
Казалось бы, все четко и понятно. Но
ребенок не робот. Он сегодня смог или
захотел прийти, а завтра – нет. Завтра
у него возникли новые увлечения, и он
хочет сменить расписание занятий. А
сегодня он свободен, хотел бы прийти,
но его не ждут, потому что по расписанию
у него занятий в этот день нет. И он
болтается где-то без дела. А если бы была
клубная методика, руководитель кружка
был бы на месте постоянно, всегда готов
принять ребенка, возникали бы
разновозрастные коллективы, которые
воспитывают уже сами по себе. Это трудно,
потому что при таком методе руководитель
обязан, с одной стороны, работать с
коллективом, а с другой – много внимания
уделять индивидуальному общению, знать
уровень каждого воспитанника, учить
его самообразованию и помогать ему
расти. Это трудно и для администрации,
потому что такая форма организации
учебного процесса должна иметь особые
формы помощи, контроля и оценки. Но зато
это очень хорошо для ребенка! А ведь это
главное – ребенок!
А
еще я бы в пединститутах
открыла факультеты внешкольного
образования, потому что для нашей системы
никто не готовит специалистов. К нам
приходят люди, которые умеют хорошо
делать какое-то дело и любят детей. Но
чаще всего у них нет педагогического
опыта. В общем, о нас, о внешкольниках,
государство практически не заботится!
А надо бы! Думаю, что нужна новая стратегия
внешкольного образования и в обучении
кадров, и в создании новых технологий
воспитания, и в финансировании. Через
пару лет у нас юбилей – 50 лет со дня
основания Дворца, вот и хотелось бы
таких государственных подарков ко дню
рождения!
|