Современная политика в области образования направлена на оптимальное использование профессионального потенциала педагогических кадров, повышение уровня их профессиональной компетентности. Поэтому правильно организованная аттестация педагогических работников, в сочетании с иными управленческими решениями, способны содействовать созданию творческого микроклимата и увеличению вклада каждого педагогического работника в достижение положительных результатов работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Аттестация осуществляется на основании принципов коллегиальности, системности, целостности экспертных оценок.
Используются следующие термины и определения:
акмеология – (от др.- греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) — наука о вершинных достижениях человека,
компетентность – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности;
квалификационный уровень – структурная единица/ступень государственной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;
квалификация работника – готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности;
педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т.д.); ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики;
профессиональная педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе; педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных организациях дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки;
портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений; (англ. portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста;
научно-методическая разработка – материалы проведенного научно-педагогического исследования в части форм, средств, методов обучения (методов воспитания), элементов современных педагогических технологий или других связанных категорий дидактики;
опытно-экспериментальная разработка – материалы проведенного педагогического эксперимента (специально организованной проверке) того или иного метода или приема педагогической деятельности с целью выявления его эффективности;
собеседование – форма изучения деятельности, при которой аттестуемый работник отвечает на вопросы и выполняет задания, предлагаемые экспертным советом в рамках программы;
творческий отчет – форма представления, которая заключается в отчете аттестуемого о научно-методической деятельности, претендующей на новизну, оригинальной по своей сути и форме, а также о ее результатах;
тестирование – исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Документами, регламентирующими порядок аттестации являются:
- приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20 июля 2015 года № 330 «Об утверждении Временного положения о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,
- приказы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 марта 2016 года №249, от 9 августа 2016 года №830 «О внесении изменений и дополнений во Временное положение о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».